Наружной рекламе придадут политический вес

17.06.2015
Наружной рекламе придадут политический вес Госдума настаивает на введении ограничений для иностранных инвесторов в наружной рекламе. Депутаты предлагают считать иностранными агентами владельцев рекламных конструкций, доля зарубежного капитала в которых превышает 20%. Соответствующую информацию они будут обязаны указывать на своих конструкциях. На социальную и политическую рекламу в России приходится не более 10% от рекламных площадей, но подобные ярлыки нанесут серьезный репутационный ущерб брендам, которые рекламируют операторы, предупреждают эксперты.

Депутат "Справедливой России" Дмитрий Горовцов внес вчера в Госдуму поправки к закону "О рекламе", сообщил он "Ъ". Автор законопроекта предлагает признать иностранными агентами владельцев рекламных конструкций с долей иностранного участия в капитале более 20% и обязать таких владельцев размещать на рекламном щите соответствующую информацию. Кроме того, агенты должны информировать госорганы о своих бенефициарах — в противном случае разрешения на установку и эксплуатацию конструкции будут аннулированы. Депутат ссылается на опыт принятого осенью 2014 года запрета на владение более 20% в российских СМИ для иностранцев. "Мы хотим минимизировать вероятность появления антироссийской информации либо уменьшить вероятность ее воздействия",— поясняет он.

Господин Горовцов не уточнил, какие конкретно компании подпадают под действие законопроекта. "В конце 1990-х 85% рынка наружной рекламы принадлежало американскому миллиардеру Мердоку, это влияние сохранилось до сих пор",— уверяет он. News Corp. Руперта Мердока в 2000 году стала стратегическим инвестором компании News Outdoor, а в 2001 году господин Мердок продал 79% акций этого крупнейшего в России оператора наружной рекламы. Сейчас компания называется Russ Outdoor и не имеет отношения к News Corp., но под действие такого закона она подпадает: 25% компании с 2012 года принадлежит французской рекламной группе JCDecaux. В Russ Outdoor вчера отказались от комментариев. Второй по величине игрок на рынке наружной рекламы — Gallery — также рискует оказаться агентом: компания принадлежит офшору Gallery Media Holding Ltd., а в 2010 году значительные пакеты компании оказались у американских фирм Post Advisory Group и Beach Point Capital Management, купивших ее облигации. В Gallery не ответили на запрос "Ъ".

Аналогичный законопроект об иностранных агентах в наружной рекламе 3 июня в Госдуму уже внес депутат-единоросс Евгений Федоров. Он также предложил считать иностранными агентами компании, которые финансируются иностранцами и "прямо или косвенно участвуют в освещении политической деятельности" в России, включая социальную рекламу и предвыборную агитацию. На таких рекламных щитах должно быть указано, что их владелец — иностранный агент, следует из законопроекта Евгения Федорова. Главное отличие законопроекта господина Горовцова — допустимый для иностранцев порог 20% в капитале оператора наружной рекламы.

В среднем по России на долю социальной и политической рекламы приходится не более 10% от рекламных площадей, оценивает владелец холдинга MAER Group Константин Майор. "Но оператор, будь он отечественный на 100% или на 80%, размещает не только социальную или политическую рекламу. Ярлыки на инвентаре могут ударить по имиджу брендов, в том числе и российских, чья реклама будет размещена на рекламных конструкциях",— предупреждает он.

Политолог Григорий Добромелов обращает внимание, что во время избирательных кампаний хозяева рекламных конструкций и так редко размещали агитацию оппозиционеров. "В каждом регионе есть ведомства с широкими полномочиями, отвечающие за рекламу, владельцы билбордов не рискуют идти против них, а оппозиционеры жалуются, что не имеют доступа к наружной рекламе",— полагает господин Добромелов.

Анна Афанасьева, Сергей Горяшко


Возврат к списку